среда, 27 апреля 2011 г.

Кузница кадров для села

"Можно решить все проблемы, надо только" сильно думать ", - это выражение М. С. Горбачева известен многим, о чем думает сегодня аграрное образование и какими надеждами на будущее она живет.
В апреле в Научно-методическом центре аграрного образования (пгт Немешаево) состоялась рабочая встреча по поводу заключения Меморандума о сотрудничестве в области научно-образовательной деятельности между Национальной академией педагогических наук Украины и Министерством аграрной политики Украины и рассмотрения новых концептуальных подходов к подготовке кадров для АПК Украины.
Аграрный сектор экономики всегда работает и поддерживает аграрное образование. Но сказать, что все у нас хорошо с аграрным образованием - нельзя. Министерство образования не совсем довольно научно-практическим подготовкой кадров и поэтому постоянно работает над повышением профессионального уровня преподавателей, ведь качество образования прежде начинается с педагогов. Преподаватели постоянно проходят стажировку на производстве в "Агро-Союзе", "Терезино", выезжают также на стажировку за границу, чтобы ознакомиться с новинками в аграрной сфере. Для совершенствования качества обучения в министерстве создан "круглые столы", постоянными участниками которых являются представители образования, науки и производственники. В горячих дискуссиях они ищут пути совершенствования, ибо наука уверяет, что хорошо готовит специалистов, а бизнес убеждает, что специалистов нужно заново переучивать. На одном из заседаний "круглого стола" были представители из Германии, и они отметили, что наши специалисты профессионально подготовленные мало. На основе поставленных проблем Министерство образования разрабатывает стандарты, рекомендации и внедряет их в жизнь, продолжает практику создания мощных университетских центров, поддерживает высокопрофессиональные колледже. Последние пять лет действовала программа "Кадровый потенциал в сельском производстве", подведены итоги достижений, определено, над чем нужно еще работать.
Интересный вопрос: "А сколько министерство готовит специалистов для сельского хозяйства? " И вот было подсчитано, что Министерство образования по госзаказу готовит: двух зоотехников (за три года) на 10000 условного поголовья животных; ветеринарных врачей - около трех человек, на 10000 га земли сельхозугодий - около одного агронома за три года. Так, много это или мало? Кроме этого, есть еще немало вопросов, в частности, как сделать село привлекательным, как заинтересовать выпускника вернуться на село работать? Конечно, эти вопросы не решает только Министерство образования, потому что в селе нужно, чтобы и учителя работали, и врачи. В ходе анкетирования студентов аграрных заведений на вопрос, желают ли они жить и работать в деревне, первой была их условие: для этого в селе должна быть качественная социально-бытовая структура (детский сад, школа, учреждения развлечений, больница, дорога), а уже второй была проблема заработной платы. И еще одна важная вещь: в Европе ни один аграрное учебное заведение не отвечает за трудоустройство выпускников. А тем временем наше государство три года ест "иммунитет" студента, принудительно загоняя его в "забито село" и заставляя честно отработать определенный период, вместо того, чтобы придать ему денежную помощь для построения жилья или приобретение нового автомобиля. Поэтому нужно разрабатывать такие экономические механизмы, чтобы человек хотел закрепиться на селе. Во Франции после окончания аграрных вузов на работу в аграрный сектор приходит 6% выпускников, часть трудоустраивается в обслуживающие отрасли. Образование дает возможность начать собственный бизнес. И поэтому на вопрос, много или мало мы выпускаем специалистов, ответ однозначен - многие образования не бывает.
Василий Григорьевич Кремень,
Президент Национальной академии педагогических наук:
"Проблемы, стоящие перед образованием Украины, в частности перед профессиональной аграрным образованием, чрезвычайно серьезные, и от их решения зависит будущее Украины. Будущее определяться тем, какого человека, которого профессионала мы подготовим для него. Подготовим эффективного профессионала, эффективную личность, которая будет конкурентоспособной в современных условиях, - значит, обеспечим и счастливое будущее этого человека, и динамичное развитие Украины. Сосредоточим свое внимание на каких проблемах, отошли в прошлое, и забудем о том, что все нужно делать для того, чтобы стать конкурентоспособной нацией в современном мире, поэтому не будет и перспективы.
Образование и наука должны стать большим приоритетом страны, заботящегося о своем будущем. Наука - как сфера, которая производит свои знания, новые технологии, и образование - как сфера, которая очеловечивает эти знания, то есть через подготовку специалистов делает их действенными, обеспечивая применение на практике. В нашей стране, безусловно, компетентна процессы происходят потому, что в обществе авторитет образования и науки сохраняется, растет. Но, увы, нельзя сказать, что образование является приоритетной сферой в современном украинском обществе, и свидетельств этому немало - от финансирования этой сферы к уважению педагогов, начиная с воспитателя детского сада до профессора в высшем учебном заведении.
Перед профессионалом XXI века возникают новые условия жизнедеятельности, и мы должны построить такую ​​специальное образование, чтобы подготовить человека к результативной делать в современных условиях. Например, мы в Украине еще не осознали того, что люди вступили в новый тип человеческого прогресса, новый тип цивилизации, весьма отличающийся с предыдущим периодом (быстрой динамическим изменением знаний, технологий, информаций). Раньше, когда готовили специалиста, после выпуска он мог использовать свои знания в профессиональной жизни, сегодня этого сделать невозможно, потому что через несколько лет меняются технологии. Поэтому надо менять сам подход к подготовке специалиста: не просто учить его творчески владеть знаниями, а обогащать умением учиться на протяжении всей жизни, умением применять эти знания на практике. И это сейчас - одна из самых больших проблем нашего образования. Недавно мы оценивали наших школьников и студентов по предметным олимпиадами. Там, где нужно было продемонстрировать сумму знаний, наши школьники и студенты проявили себя мощно, там, где нужно было показать умение применять свои знания для решения нетипичных ситуаций, начинались большие проблемы. Значит, надо формировать человека, способного к восприятию перемен, сменяемости. Когда шутку грозно желали: "Чтоб ты жил в эпоху перемен". Так вот, мы вступаем в такую ​​эпоху, когда изменения становятся не исключением, а обязательным элементом образа жизни человека. Много образованных людей (в аграрной сфере) - это интеллектуальный гумус для прорастания новых информационно-научных технологий.
В Шанхайском рейтинге среди одной тысячи вузов нет ни одного украинского. По разным причинам. Но одно важное: профессора наших университетов не знают иностранного языка. Они заперты в информационном пространстве, которое имеет отечественный характер. Они не общаются, не следят за новыми технологиями, и это - беда старшего поколения ".
Владимир Иванович Ладыка, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член-корреспондент УААН, ректор Сумского НАУ:
"Если мы говорим о аграрное образование, то большинство людей связывает ее с аграрным производством сельскохозяйственной продукции, но, учитывая то, какие социальные процессы происходят сейчас в деревне, на нее (аграрное образование) нужно смотреть иначе. Мы подсчитали, что наш университет, кроме аграрных специальностей, занимающихся производством сельхозпродукции, готовит еще и специалистов по переработке молока и мяса, специалистов общественного питания, землеустроителей, маркетологов, логистов, инженеров-строителей, ландшафтных дизайнеров, а они никак не связаны напрямую с производством продуктов питания, поэтому, по моему мнению, к аграрного образования следует подходить комплексно, как к образованию, которая дает специалистов для развития сельской территории ".

Комментариев нет: